Подготовка юных спортсменов
Разносторонняя физическая подготовка юных спортсменов.
У детей младшего возраста очень важно развивать основы разносторонних спортивных навыков, которые помогут им стать хорошими атлетами прежде, чем они приступят к специализированному тренингу в определенном виде спорта. Эта методика называется разносторонним развитием и является одним из самых важных принципов тренировки детей.
Принцип разностороннего развития юных спортсменов широко распространен в странах Восточной Европы, где существуют спортивные школы, в которых проводятся занятия по базовой тренировочной программе. Дети в таких школах обучаются основам бега, прыжков, акробатики. Также они получают навыки в метании спортивных снарядов, ловле (мяча, предмета, шайбы), балансировании. Юные воспитанники спортивных школ, наряду с развитием ловкости и координации, приобретают мастерство, которое создает основу для успешных выступлений, в различных видах спорта, как индивидуальных, так и командных (например, в легкой атлетике, баскетболе и футболе). Большинство программ предусматривает включение такого компонента, как плавание. Оно помогает повышать функциональные возможности детской сердечно-сосудистой и дыхательной систем при минимальных физических нагрузках.
Цель разностороннего развития алтета в совершенствовании общего процесса адаптации. Дети и юноши, развивающие различные спортивные навыки, ловкость и координацию движений, лучше адаптируются к тренировочным нагрузкам. Они не подвергаются стрессам, присущим тренингу. Например, юные спортсмены, специализирующиеся в беге на средние дистанции, могут и дальше повышать функциональный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством бега. Но в этом случае возникает риск травматизма.
Спортсмены, имеющие возможность заниматься плаванием, ездой на велосипеде и бегом, укрепляют своют кардиореспираторную систему более разнообразными способами.
Нам следует поощрять развитие юными спортсменами двигательных навыков и тех умений, которые им необходимы для достижения успеха в основном и других видах спорта. Например, правильно спланированная учебно-тренировочная программа занятий для детей и юношества должна включать низкоинтенсивные упражнения для развития анаэробных, возможностей, силы и выносливости мышц, быстроты, ловкости, координации движений и гибкости.
Сравнение программ ранней специализации и разностороннего развития для подготовки юных спортсменов
Ранняя специализация Быстрый рост спортивной техники. Высший уровень спортивного мастерства достигается в 15-16 лет. Недостаточная оптимальная готовность к достижению высоких спортивных результатов в соревнованиях. Многие атлеты в 18-летнем возрасте «перегорают» и уходят из спорта Подверженность травматизму вследствие форсированной адаптации. |
Разностороннее развитее Незначительны рост спортивной техники. Высший уровень спортивного мастерства достигается в 18 лет и позже. Устойчивое состояние оптимальной готовности к достижению высоких спортивных результатов в соревнованиях. Более продолжительная жизнь в спорте. Низкий уровень травматизма. Постепенна адаптация.
|
- подавляющее большинство лучших советских атлетов имело основательную разностороннюю базовую физическую подготовку.
- подготовка по программам специализированного тренинга начиналась в 15-17лет. Наряду с этим юные спортсмены продолжали заниматься теми же видами спорта, что и в детстве. Высший уровень мастерства в конкретном виде спорта наступал после 5-8 лет специализированной подготовки.
Модель тренировки силовых способностей на начальном этапе атлетической подготовки детей младшего возраста.
Рассматривайте предлагаемую модель тренировки детей младшего возраста как подготовительный период , в течение которого в непринужденной атмосфере с помощью забавных упражнений и веселых игр формируются физические качества, создающие основу для будущих достижений высот спортивного мастерства. Уровень хорошей физической подготовки спортсменов в пору атлетической зрелости не зависит от занятий тяжелоатлетическими упражнениями в период, предшествующий половому созреванию. На этой стадии физического развития детский организм легко подвержен травматизму под воздействием перенапряжения. Строгая регламентация напряженных силовых тренировок с использованием тренажеров не только подвергает атлетов младшей возрастной категории реальной опасности травматизма, но еще приводит к «перегоранию» и вредит картере потенциальных мастеров спорта. Поэтому следует относиться к силовым тренировкам детей, не достигших подросткового возраста, всего лишь как к дополнительным занятиям, способствующим развитию двигательных навыков и общефизической подготовке.
Всегда помните о том, что разностороннее физическое развитие является главной целью тренировок детей младшего возраста. Принимая участие в разнообразных спортивных играх, дети развивают базовые силовые способности, выносливость, скоростную силу (при беге на короткие дистанции) и формируют у себя отличную координацию движений.